Елена Алякина. Кружево на коклюшках.

Если вы когда-нибудь наблюдали со стороны за работой мастера по кружевоплетению на коклюшках, то представляете, как медитативно выглядит этот процесс. Нить переплетается с нитью, коклюшки мелодично звенят в руках мастерицы, словно маленькие колокольчики. Миллиметр за миллиметром рождается узор, который удивляет своей изящностью, легкостью. Однако только сама мастерица знает, что за невесомостью кружевного узора кроется кропотливый, ювелирный труд.

Елена Алякина, мастерица из Тюмени, влюбилась в кружево еще будучи советской школьницей. Мама купила для школьного платья белый воротничок. И Елену настолько заворожил этот узор, что она непременно решила научиться создавать кружево своими руками. Тем более что тяга к ручной работе была делом семейным: бабушка Елены Арина Венидиктовна вышивала рушники в технике решилье, а вторая бабушка
Евдокия Кирилловна пряла, ткала, вязала спицами и крючком.

Елена взвесила свои возможности и поняла, что самый доступный способ создавать кружево для нее — вязание крючком. Из журналов “Работница” и “Кестьянка” девочка брала схемы для вязания вещей, стилизованных под вологодское кружево. Но результат все равно получался иным. В отличие от вязания крючком плетение кружева — редкий и более сложный метод, требующий специальных инструментов и оборудования. Но как его освоить, ишимская школьница не знала.

После окончания школы девушка поступила в педагогическое училище в Тюмени, жила на квартире. Одна из дочерей хозяев квартиры однажды познакомилась с кружевницей и стала ходить к ней на занятия, а потом делилась своими знаниями с Еленой. Вдохновленная начинающая кружевница обратилась за помощью к маме и они сделали заказ знакомому токарю на ее первые коклюшки. Сначала Елена стала обладательницей шести пар коклюшек, и почти сразу заказал еще 50 пар. Так мечта о кружевоплетении стала ближе.

Изучив азы ремесла, Елена принялась за работу: хотела сплести кружево для блузки. Но насыщенная студенческая жизнь не оставляла столько свободного времени, сколько требовало ее новое увлечение. Кружево для блузки она все же сделала, правда в другой технике — фриволите. А коклюшки отложила. На тридцать лет.

В 2019 году на праздновании 75-летия Тюменской области Елена Алякина случайно заметила девушку, которая плела кружево на коклюшках. В памяти вспыхнуло увлечение из юности. Елена подошла познакомиться и обменяться контактами с мастерицей Евгенией Крайс. А спустя несколько месяцев пришла к Евгении на занятия, чтобы вспомнить основы кружевоплетения, углубиться в изучение техники.

В окружении мастериц, точно так же влюбленных в плетение, Елена быстро вошла во вкус. Все свое свободное время уделяла плетению. Во время пандемии начала обучение у профессиональной мастерицы Ларисы Николаевны Гусевой на курсах онлайн-школы “Круглица”. Участвовала заочно в Международном фестивале кружева «Vita Lace». В 2020 году стала одной из мастериц, которые совместно создавали художественную инсталляция “Птицы памяти”. В состав этого арт-объекта вошли 573 работы, выполненные кружевницами из 9 стран мира и 40 регионов Российской Федерации.

С головой окунувшись в мир кружева, Елена поняла, что он безграничен. И загорелась новой целью — лично побывать на фестивале «Vita Lace», принять участие в массовой акции по плетению кружева под открытым небом, ощутить атмосферу единения с мастерицами из других регионов. А еще Елена мечтает об объединении кружевниц Тюменской области. Чтобы влюбленных в плетение стало как можно больше, чтобы качество их работ росло. Такое сообщество неизбежно выведет этот вид ремесла в нашем регионе на новый уровень, благодаря взаимному обогащению мастериц идеями, опытом, вдохновением и поддержке. Желаем тюменской кружевнице скорейшего исполнения ее мечты и всех ее творческих замыслов!